Невролог Ольга Рымарева: «Если своевременно не вылечить проявления неврологии у детей, в дальнейшем это может привести к серьезным отклонениям в развитии»

Нервная система – одна из наиболее сложных и многофункциональных структур человеческого организма, и, к сожалению, спектр связанных с ней болезней тоже весьма широкий.Фото: Институт медицинских технологий

Эксперт

Рымарева Ольга НиколаевнаВрач-неврологИнститут медицинских технологийСтаж: 39 летОбразование: 2-й Московский государственный медицинский институт им. Пирогова, присвоена квалификация врача-педиатра (1981 г.). Повышение квалификации по специальности «Неврология» (2017 г.). Кандидат медицинских наук. Осуществляет прием детей.Записаться на приём

Как не пропустить неврологические нарушения у ребенка в возрасте до 5 лет, на что родителям обращать особое внимание в плане речевого развития малыша и как лечат задержку речевого развития в московском Институте медицинских технологий, рассказала невролог клиники Ольга Рымарева.

– Ольга Николаевна, по статистике те или иные неврологические заболевания у детей выявляются в 90% случаев обращений к неврологу. Почему неврология столь «проблемное место»? 

– Нервная система контролирует все происходящие в организме процессы: отвечает за зрение, слух, мышление, речь, память, способность принимать решения. Любые сбои в ее работе чреваты возникновением тяжелых недугов, таких как задержка психомоторного и речевого развития, проблемы с формированием навыков письма, счета, чтения, эмоциональная неустойчивость.

Патологии нервной системы зачастую являются причиной гиперактивности, синдрома дефицита внимания у детей. У таких малышей также часто диагностируются неврозы, нервные тики, неадекватное поведение.

Как показывает статистика, 50% случаев детской инвалидности обусловлены заболеваниями нервной системы. Поэтому относиться к таким недугам нужно максимально серьезно.

– Что можно отнести к основным причинам развития неврологических заболеваний у детей от рождения до 5 лет?

– Неврологические отклонения обусловлены нарушениями в работе периферической и центральной нервных систем малыша. Возникнуть такие патологии могут как у новорожденных, так и у детей более старшего возраста. Триггерами заболеваний могут выступать различные факторы, в том числе врожденные. Основные из них:

  • ишемические и гипоксические поражения ЦНС, обусловленные недостатком кислорода в крови ребенка. Это может быть связано с длительными и затяжными родами, слабостью родовых сил, аномалиями плаценты и пуповины;
  • травматические поражения ЦНС, причиной которых могут послужить стремительные роды, крупный плод и прочее;
  • инфекционные и токсические поражения, обычно связанные с вирусной инфекцией, алкоголем, курением во время беременности и так далее;
  • генетические поломки и аномалии.

–  Что нужно предпринимать родителям, если у ребенка наблюдаются нарушение или задержка развития?

– Некоторые родители предпочитают откладывать проблему «в долгий ящик», успокаивая себя, что ребенок «перерастет» или «такой он у нас, медлительный, это нормально».

Я призываю родителей ни в коем случае не игнорировать очевидные проблемы с речью у малыша или ожидать, что все наладится само собой. Это тот случай, когда нужно как можно раньше предпринять все возможные меры для исключения либо подтверждения неврологических нарушений. И первое, что нужно сделать, – обратиться к неврологу.

Фото: Институт медицинских технологий

Детская нервная система очень пластична, поэтому выявление неврологического заболевания на ранних этапах и вовремя начатое лечение всегда дают хорошие результаты. Если своевременно не вылечить проявления неврологии у детей, в дальнейшем это может привести к серьезным отклонениям в развитии.

– Когда ребенку необходима консультация невролога?

– Любого ребенка нужно периодически показывать неврологу, но есть возрастные периоды или ситуации, когда это особенно важно:

  • на первом году жизни мама с младенцем посещают невролога 4 раза: в 1, 3, 6 и 12 месяцев. Если с малышом все в порядке, других консультаций не потребуется. Но если специалист на приеме обнаружит опасные симптомы или у мамы будут жалобы, врач назначит дополнительные осмотры; 
  • в 3 года;
  • перед школой;
  • при задержке и нарушениях психо-речевого и коммуникативного развития;
  • если есть трудности с обучением – проблемы с вниманием, чтением, письмом, счетом;
  • при наличии у ребенка нарушений сна, жевания, глотания, энуреза, тиков.

– Если ребенок долго не начинает говорить, в какой момент родителям пора бить тревогу?

– Последнее время российские дефектологи, логопеды и психологи серьезно обеспокоены неблагоприятной тенденцией: процент детей, имеющих дефекты речи, значительно вырос. Об этом говорят и иностранные специалисты.

Если не брать во внимание индивидуальные особенности динамики развития ребенка до года, в норме речь должна развиваться следующим образом:

  • К годику малыш осмысленно произносит односложные слова и слова из двух одинаковых слогов. И самое главное – осознает, когда с ним разговаривают.
  • В полтора года словарный запас ребенка должен включать несколько десятков слов. Он учится составлять из них коротенькие вопросительные либо утвердительные предложения.
  • Два года – возраст, когда кроха начинает говорить в общепринятом понимании этого явления. В его речи появляются новые слова, более сложные звуки. Дети уже могут высказываться примитивными предложениями.
  • В 3-4 года речь малыша в норме должна быть приближена ко взрослой. Он может плохо выговаривать отдельные звуки, но уже должен более-менее слаженно общаться.

Безусловно, это общие логопедические нормы, и сценарий развития каждого ребенка индивидуален. Но если кроха не заговорил в 2 года, это веский повод обратиться к профильным специалистам.

– Что родители могут сделать для развития речи ребенка?

– Дети усваивают язык в социальном окружении, общаясь с другими людьми – в первую очередь с родителями. Поэтому родителям обязательно нужно взять на вооружение эти рекомендации:

1. Ребенок нуждается в собеседнике, который не только будет говорить с ним, но и отреагирует на то, что он хочет сказать. Поэтому регулярно разговаривайте с малышом и обязательно слушайте его ответы.

2. На прогулке показывайте ребенку новые для него предметы, параллельно рассказывая о них. При этом интонационно выделяйте новые для него слова.

Фото: pixabay.com

3. Побуждайте кроху рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте ему употреблять слова, которые он уже знает.

4. Учите играть в сюжетные игры, попутно их комментируя.

5. Следите, чтобы ваша речь при общении с малышом была правильной: четко произносите слова и фразы, не сюсюкайте, не заигрывайте с ним, подражая его манере произношения. Речь родителей должна быть образцом для их отпрыска!

6. Читайте с крохой книги, разглядывайте иллюстрации. Учите его показывать вам картинки, которые вы называете, и просите его самого рассказывать о том, что изображено.

7. Пойте вместе с чадом несложные песенки, отстукивая их ритм.

8. Помогайте своему ребенку ежедневно узнавать что-то новое.

Следуя этим простым рекомендациям, вы поспособствуете успешному развитию мышления и речи вашего малыша.

– Какие методы лечения задержки речевого развития у детей применяются в Институте медицинских технологий и насколько они эффективны?

– В нашем Институте применяется метод лечения препаратами биологически активных полипептидов и аминокислот, вазоактивными агентами и гомеопатическими средствами. Восстановить погибшие нейроны невозможно, но стимулировать деятельность сохранившихся соседних участков мозга, которые в состоянии взять на себя часть утраченных функций, – вполне реально.

Стимулируя клеточную форму регенерации, нейротропные мультипептиды эффективно воздействуют на процессы физиологической регенерации нейроглии, соединительной ткани, сосудистого микроциркуляторного русла.

Фото: Институт медицинских технологий

Лечение в Институте медицинских технологий дает ребенку толчок в развитии многих социально-эмоциональных способностей, таких как:

  • внимание;
  • интерес к миру;
  • контакт с другими людьми;
  • двухстороннее общение;
  • развитие собственных речевых навыков;
  • понимание обращенной речи;
  • развитие игровой деятельности.

Перед курсом терапии врачи Института проводят обследование, которое включает тщательный сбор анамнестических сведений. Выявляются имеющиеся отклонения в психоневрологическом статусе, данные соматического здоровья, а также особенности психомоторного развития. Для этого используются специальные методы исследования по международным стандартам на оборудовании экспертного уровня:

  • ЭЭГ/ВЭЭГ мониторинг: оценивает биоэлектрическую активность клеток головного мозга;
  • ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга и шеи: позволяет исключить нарушение кровообращения в головном мозге;
  • эхографическое исследование головного мозга;
  • МРТ головного мозга: показывает, есть ли нарушения в строении головного мозга.

При наличии показаний проводятся консультации офтальмолога, эпилептолога, психолога.

Терапия в Институте осуществляется интенсивными курсами каждые 3-4 месяца. Кроме того, на несколько месяцев мы назначаем курс домашнего медикаментозного лечения.

Как правило, при устранении предрасполагающих причин и грамотной терапии уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития достигают существенных результатов.

Хочу также отметить, что эффективность коррекции задержки речевого развития зависит не только от участия медиков и педагогов, но и от усилий родителей. Соблюдая назначения специалистов, можно получить ощутимые результаты

Нравится ли Вам данная статья?Мне нравится(1)Мне не нравится(0)

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Медицинский портал, все о здоровье человека
Яндекс.Метрика